Образовательная политика
Цель образовательной политики — подготовка элитных кадров и лидеров для развития электроники и ИТ-сферы. Достижение цели образовательной политики будет осуществляться в соответствии со следующими принципами:
1. Нацеленность на решение глобальных национальных задач в соотнесении с мировыми трендами для обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда и притока элитных кадров для решения актуальных задач цифровой экономики страны.
2. Гибкость проектирования образовательных программ (ОП) и организации образовательного процесса с использованием индивидуальных и вариативных образовательных траекторий, позволяющих готовить специалистов с уникальными и актуальными компетенциями для задач научно-технологического развития страны.
3. Сочетание образования с научно-исследовательской и практической работой за счет использования в практической деятельности ресурсов исследовательских и проектно-учебных центров МИЭТ и членов Консорциума, включения обучающихся в тематики крупных отраслевых задач и исследований.
4. Профессиональная ориентация на протяжении всего процесса обучения с целью определения студентом образовательного пути с помощью самооценки, взаимной оценки, внешней экспертизы.
5. Формирование лидерских компетенций — потребностей к самореализации и личностному росту.
6. Независимая оценка качества образовательной деятельности (национальной и международной, аккредитации ОП профессиональными сообществами).
7. Сетевые и проектные методы и формы коллективной работы, основанные на коммуникациях в цифровом пространстве, объединяющем студентов, преподавателей, профессиональных наставников, работодателей как внутри монодисциплинарных, так и междисциплинарных команд.
Перечисленные принципы будут реализовываться на следующих практических подходах: совместное проектирование всех видов образовательных программ с привлечением входящих в Консорциум партнеров: от постановки запросов к компетенциям до готового образовательного продукта; формирование системы признания качества подготовки кадров на основе независимой оценки, которая будет проводиться как внутри экосистемы, так и во взаимодействии с крупными государственными и бизнес-площадками (платформами) по формированию и оценке компетенций обучающихся для рынков цифровых и сквозных технологий; максимальное вовлечение ресурсов экосистемы (человеческих, инфраструктурных, финансовых и др.) при реализации практической подготовки, разработке высокотехнологичных цифровых образовательных ресурсов (online модули, VR, AR, базы проектных решений и др.) на основе взаимного баланса интересов обучающихся, вуза и партнеров; цифровизация процессов образования и актуализация компетенций ППС в соответствии с трендами научно-технологического развития; обязательная академическая мобильность и повышение квалификации для преподавателей.
Реализации указанных принципов и подходов способствует имеющийся у Университета задел. МИЭТ обладает уникальным опытом трансфера нового содержания образовательных программ, в том числе модулей и сетевых ОП, внутри Ассоциации вузов ЭКБ, с «НИИПМ» (Воронеж), Южным Федеральным Университетом (ЮФУ). Этот опыт был развит в рамках открытого на базе МИЭТ в 2018 г. Центра Национальной технологической инициативы (НТИ) по направлению «Сенсорика».
В рамках образовательных проектов НТИ «Сенсорика» успешно реализуется практика совместного проектирования образовательных программ с реализаторами исследовательских и опытно-внедренческих проектов Центра НТИ. Новые принципы проектирования программ — от формулировки компетенций до готового образовательного продукта — транслируются в региональные центры НТИ, в частности в центр НТИ по Сибирскому, Уральскому и Дальневосточному федеральным округам на базе ТУСУР. МИЭТ будет постепенно переходить от двустороннего формата взаимодействия к более широкому сетевому взаимодействию внутри Консорциума и занимать позиции ядра экосистемы. Университет обучает сквозным цифровым технологиям своих студентов, вовлекая их в проекты по внедрению сквозных технологий сенсорики и создавая для этого места практики. Ведется системная работа по повышению квалификации ППС: преподаватели МИЭТ проходят обучение через опорный центр компетенций цифровой экономики «Иннополис», повышают свои компетенции по сквозным технологиям по образовательным модулям НТИ — таким образом ВУЗ решает задачу цифрового образования ППС.
В Университете активно развивается собственная разработка — корпоративная информационно-технологическая платформа «ОРИОКС» как совокупность технических, технологических, программных и организационных решений для автоматизации и цифровизации процессов образовательной деятельности. Программная платформа МИЭТ удостоена премии Правительства РФ в области образования за инновационную разработку «Программно-методический комплекс для создания электронных образовательных сред, управления учебным процессом и индивидуальной работой обучающихся». На платформе созданы сервисы, позволяющие управлять образовательным процессом на всех этапах: от подготовки к реализации ОП до итоговой аттестации; используются наработанные онлайн-и VR-модули преподавателей, обеспечен доступ к внешним площадкам онлайн-курсов.
Ключевые приоритеты образовательной политики МИЭТ: выход на новый уровень качества подготовки элитных кадров, обеспечивающих решения прорывных задач научно-исследовательской и научно-производственной деятельности, бизнес-технологическое лидерство; усиление вовлечения внешних партнеров и стейкхолдеров в реализацию образовательной деятельности; выстраивание учебного процесса с ориентацией на сбалансированную модель смешанного обучения, в том числе с целью расширения охвата обучающихся; тиражирование лучших практик и трансфер уникальных методик проектирования образовательных программ на национальном и международном уровнях за счет создания и развития нового институционального проекта — координационного хаба на основе цифровизации процессов продвижения ОП, вовлечения обучающихся и взаимодействия с внешними крупными платформами; обеспечение условий для формирования цифровых компетенций у специалистов непрофильных для ИТ-сферы направлений в интересах предприятий-участников Консорциума, а также организаций социальной отрасли, в том числе и здравоохранения, сельского хозяйства и др.
Планируемые результаты реализации приоритетов политики:
1. Превращение к 2030 г. МИЭТ в образовательное ядро экосистемы для подготовки элитных кадров с уникальными компетенциями – основы и точек роста электроники будущего, высокотехнологичных отраслей и формирующихся новых рынков сквозных технологий с набором следующих характеристик и параметров образовательной деятельности:
- наличие конкурентных преимуществ на «выходе» из Университета: практико-ориентированные и глобально значимые знания и навыки, способности к инновационно-исследовательской и технологической деятельности, коммуницированию внутри моно- и междисциплинарных команд;
- отлаженные механизмы прохождения независимой оценки качества выпускников как внутри экосистемы, так и во взаимодействии с крупными государственными и бизнес-площадками, и платформами;
- 30 % студентов ежегодно обучаются по целевому набору; 90 % студентов ежегодно проходят практическую подготовку на ресурсах экосистемы и трудоустраиваются как внутри экосистемы, так и на рынке цифровой экономики;
- функционирующий на базе координационного хаба механизм контекстного тиражирования лучших практик МИЭТ внутри экосистемы с привлечением региональных партнеров для подготовки кадров;
- 100 % удовлетворение запросов участников Консорциума в повышении квалификации и переподготовке своих сотрудников;
- 100 % цифровизация основных процессов образовательной деятельности; создание общего цифрового пространства для сетевого взаимодействия с Консорциумом, проектными партнёрами, научными и академическими организациями, вузами;
- ежегодная актуализация компетенций по трендам научного и технологического развития не менее чем у 70 % ППС.
2. Преобладание адаптивных, практико-ориентированных, гибких ОП в основном и дополнительном профессиональном образовании, направленном на технологическое развитие микроэлектроники и микросистемной техники; возрождение отечественного электронного машиностроения; создание интеллектуальных информационно-управляющих систем с использованием ИИ.
3. Выстроенная профилизация реализации магистратуры с разделением на академическо-исследовательскую, научно-производственную и бизнес-технологическую.
Ожидаемые эффекты от реализации образовательной политики — количественные и качественные. Первые, качественные, включают в себя: обеспечение потребности рынка труда в профессиональных инновационных, научных и исследовательских кадрах, способных коммуницировать с цифровым ландшафтом; масштабирование и тиражирование уникального содержания образовательных программ МИЭТ на регионы РФ с электронной промышленностью; обеспечение академической мобильности обучающихся и преподавателей с возможностью прохождения программ на английском языке и онлайн-курсов на площадках других университетов и опорных образовательных центров; достижение баланса интересов во взаимодействии в рамках образовательного ядра экосистемы на национальном и международном уровнях, в том числе повышение эффективности использования имеющихся ресурсов экосистемы за счет их объединения для решения задач подготовки кадров; оптимизация времени преподавателей и студентов на доступ к актуальным данным и инструментам по обработке данных.
Количественные эффекты проявляются в увеличении: а) количества выпускников ОП и ДОП — элитных специалистов для укрепления кадрового потенциала отрасли; и б) количества выпускников с дополнительными квалификациями для удовлетворения потребностей развивающейся цифровой экономики.
Реализация образовательной политики МИЭТ будет осуществляться в том числе на базе стратегического проекта «Трансформация системы подготовки элитных кадров — ключевых ресурсов, обеспечивающих развитие электроники будущего и высокотехнологичных отраслей».
Осуществление проекта позволит сконцентрировать ресурсы для амбициозных целей и задач по подготовке: а) исследовательских кадров высокой квалификации для проведения фундаментальных исследований по таким направлениям прорывных исследований, как электроника на новых физических принципах, природоподобные и синхротронные технологии, имплантируемые электронные системы, биомедицинская электроника, интеллектуальные информационно-управляющие системы; и б) молодых инноваторов, внедряющих результаты исследований и продвигающих технологическое предпринимательство.
Для старта проекта МИЭТ обладает необходимыми базовыми условиями и ресурсами, а также прочным сотрудничеством и совместными проектами с РАН, индустриальными партнерами и региональными вузами. МИЭТ имеет и международные связи. В развитии проекта заложен принцип расширения сотрудничества для определения акцентов мировой повестки и приоритетов в работе. Коммуникации между Университетом и внешней средой будут сопровождать все этапы образовательной деятельности. Приоритетность ставится на цифровизацию этих процессов, создание новых сервисов и технологий коммуникации и институциональных изменений для этого.
Институциональные меры в рамках реализации образовательной политики МИЭТ включают управленческие, нормативные и структурные изменения и будут осуществлены по следующим направлениям: формирование координационного хаба по тиражированию и продвижению образовательных программ и привлечению обучающихся как внутри экосистемы, так и с выходом на внешние государственные и бизнес-площадки с цифровизацией процессов взаимодействия; создание структурного узла для организации и реализации процессов получения обучающимися дополнительных квалификаций по новым цифровым профессиям; разработка и внедрение постоянно действующих механизмов независимой оценки компетенций студентов, в том числе лидерских, качества образовательных программ профессиональными сообществами; трансформация системы организации практической подготовки студентов с акцентом на использование ресурсов (человеческих, инфраструктурных, финансовых и др.) экосистемы и профессиональную ориентацию студентов на протяжении всего обучения; внедрение системы оценки компетенций (ассесмент-центра) ППС, позволяющей на постоянной основе проводить аудит компетенций ППС и повышение квалификации для улучшения качества реализации ОП.
Обеспечение условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе студентов ИТ специальностей
Адаптация образовательной системы, в том числе образовательной инфраструктуры, к тенденциям цифровой трансформации является приоритетной задачей МИЭТ и предполагает глубокую модернизацию учебного процесса в рамках базовой части программы развития Университета.
Актуализация содержания образовательных программ проводится с учетом запросов отраслей экономики в специалистах с цифровыми компетенциями. Участие партнеров, в том числе из ИТ-отрасли, в разработке профессиональных компетенций и их независимой оценке является обязательным компонентом внедряемого Университетом подхода к формированию и развитию цифровых компетенций. Усилиями МИЭТ и его партнеров по Консорциуму будет реализовываться компетентностная (с усилением аспектов цифровизации) модель выпускника, соответствующая потребностям развития электронной промышленности и цифровой экономики в целом.
Отраслевая специфика МИЭТ отражает важную особенность основных образовательных программ — в них уже заложена цифровая составляющая. Её усиление с акцентом на компетенции личностного и профессионального цифрового развития даст возможность Университету внести вклад в получение новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций (для более чем пяти областей из установленного рубрикатором цифровой экономики перечня цифровых компетенций).
Интеграция цифровых компетенций в образовательные программы Университета будет осуществляться по следующим принципам: сквозное формирование цифровых компетенций студентов, начиная с первого курса; контекстное формирование цифрового профиля обучающихся, в том числе в результате их участия в различных мероприятиях — интенсивах, конкурсах, хакатонах и пр.; освоение цифровых компетенций с возможностью выбора персонализированных образовательных треков; использование проектных цифровых депозитариев, электронных ресурсов и профессиональной релевантной информации в формате цифрового следа; расширение сотрудничества с федеральными площадками, в первую очередь на базе опорного образовательного центра «Иннополис», индустриальными партнерами, фондами, университетами — лидерами по развитию цифровых компетенций для обеспечения академической мобильности (в том числе и виртуальной).
Акцент в обучении будущих специалистов будет делаться на формировании цифровых компетенций в области создания алгоритмов и программ, пригодных для практического применения, и навыков использования и освоения новых цифровых технологий, в том числе по ОП, рекомендуемым опорным образовательным центром «Иннополис» в рамках реализации Нацпрограммы «Цифровая экономика». Предполагается расширение охвата обучающихся, получающих цифровые компетенции в таких областях, как сенсорика и робототехника, электроника и радиотехника, технологии беспроводной связи, цифровой дизайн, системное администрирование и пр. Механизм трансляции компетенций МИЭТ распространяется как среди своих студентов, так и среди студентов других вузов и сотрудников различных предприятий, передавая уникальные компетенции в виде использованных наработок на предприятия, в регионы, отрасль электроники и др.
Высокие скорости интеграции цифровых инноваций в экономику требуют адаптации к этим изменениям всех участников рынка, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных кадров электронной отрасли и сферы ИТ. Ответом на вызовы цифровой трансформации является переподготовка кадров с целью получения цифровой профессии для формирующихся рынков цифровой экономики. Студенты непрофильных для IT направлений подготовки будут осваивать ключевые компетенции цифровой экономики, связанные с развитием новых цифровых технологий и инструментов работы с информацией, созданием алгоритмов и программ для профессиональной деятельности. Для студентов таких направлений подготовки, как «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Лингвистика», «Дизайн» будут реализовываться программы переподготовки для получения цифровой профессии.
За счет реализации проектов НТИ «Сенсорика», переоснащения компьютерных классов и тесной кооперации с индустриальными партнерами и ИТ-рынком МИЭТ обладает современным оборудованием и программным обеспечением для формирования базовых цифровых компетенций. Обучение продвинутым цифровым компетенциям требует дополнительного дооснащения учебных лабораторий вычислительными комплексами и специализированным программным обеспечением.
Приоритетной задачей базовой части программы развития Университета становится разработка всех ДОП с использованием технологий смешанного обучения. Планируется продвигать совместные проекты с предприятиями-партнерами, направляющими своих сотрудников в МИЭТ на курсы профессиональной переподготовки. Университет устанавливает (и продолжит эту работу) контакты с крупными интеграционными площадками (Университет 2035, АНО «Телекоммуникационные системы», НТИ по направлению «Технологии сенсорики», Ассоциация вузов по ЭКБ и пр.) с привлечением специалистов смежных направлений и участников формирования новых рынков сквозных технологий. Тиражированию уникальных образовательных программ и компетенций МИЭТ будет способствовать инициатива создания на базе Университета координационного хаба по продвижению и тиражированию ОП, вовлечению обучающихся. Находясь в центре (ядре) формирующейся экосистемы, новая структура должна обеспечить продвижение ОП как внутри новой экосистемы, так и во взаимодействии с крупными площадками (платформами) по развитию сквозных технологий.
На базе опорного образовательного центра «Иннополис» МИЭТ возглавляет работу над внесением изменений в основные профессиональные образовательные программы по направлению подготовки «Электроника и наноэлектроника». Совместно с федеральными площадками, а также профильными вузами, ведомствами и индустриальными компаниями будут созданы необходимые условия для всех студентов по формированию актуальных и опережающих профессиональных компетенций и одновременному получению обучающимися нескольких квалификаций с приоритетом перспективных для развивающихся рынков и новых профессий.
Особый акцент при разработке ОП, формирующих и развивающих цифровые навыки, планируется делать на повышение квалификации и переподготовку профессорско-преподавательского состава МИЭТ. Преподаватели с высоким уровнем цифровых компетенций смогут обеспечить условия для индивидуализации обучения и создания уникальных образовательных продуктов. В новой системе подготовки кадров акцент будет делаться на привлечении молодых преподавателей из числа специалистов-практиков, своих аспирантов, докторантов и выпускников.