Образовательная политика

Образовательная политика

Цель образовательной политики – превращение МИЭТ в ядро опережающей подготовки элитных кадров мирового уровня, способных решать задачи технологического лидерства страны в области микроэлектроники, информационных технологий, искусственного интеллекта и в смежных сферах.

Достижение цели образовательной политики будет осуществляться в соответствии со следующими принципами:

1. Нацеленности на обеспечение национальных проектов развития микроэлектроники высококвалифицированными кадрами в краткосрочной и долгосрочной перспективах в соответствии с перечнем важнейших наукоемких технологий, установленным Указом Президента Российской Федерации от 18.06.2024 г. № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий».

2. Усиления взаимодействия университета с индустриальными партнерами для повышения практикоориентированности образовательных программ и обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям работодателей.

3. Обеспечения соответствия уровня компетенций профессорско-преподавательского состава современному состоянию развития науки и технологий.

4. Интеграции образования с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, запросами отрасли за счет включения обучающихся в решение крупных отраслевых задач, развития междисциплинарности и использования материально-технической базы университета и ресурсов предприятий.

5. Профессиональной ориентации обучающегося на протяжении всего образовательного процесса с целью определения образовательной и карьерной траекторий.

6. Независимой оценки качества образовательной деятельности (национальной и международной, аккредитации образовательных программ профессиональными сообществами).

7. Тиражирования лучших образовательных практик и программ в региональные вузы, расположенные на территории различных субъектов Российской Федерации, реализующие подготовку инженерных кадров.

8. Внедрения лучших международных практик в образовательные программы, привлечения зарубежных экспертов, участия в глобальных научных и образовательных проектах, а также обеспечение признания дипломов и квалификаций на международном уровне.

Перечисленные принципы будут реализованы на основе следующих подходов:

1. Разработка образовательных программ в соответствии со стратегией развития отрасли и перспективными потребностями индустриальных партнеров на основе предиктивного анализа кадровой потребности.

2. Совместное проектирование всех видов образовательных продуктов с индустриальными партнерами: от постановки запросов к компетенциям выпускников до готового образовательного продукта.

3. Институциональное развитие механизмов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, включая стажировки в ведущих научных центрах и компаниях, участие в международных конференциях и проектах, для обеспечения соответствия компетенций современным требованиям науки и технологий.

4. Развитие и внедрение практико-ориентированных подходов в процесс обучения, в том числе организация проектной работы студентов, нацеленность на решение задач отрасли в рамках научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, проводимых МИЭТ, научными и индустриальными партнерами.

5. Сопровождение профессионального развития обучающихся и выпускников посредством реализации дополнительных образовательных программ и программ специализированного высшего образования, организации стажировок, в том числе международных.

6. Применение системы независимой оценки профессиональных квалификаций при итоговой аттестации обучающихся.

7. Повышение квалификации преподавателей региональных вузов, создание совместных сетевых образовательных программ, реализация академической мобильности профессорско-преподавательского состава и обучающихся.

8. Обеспечение условий для международной академической мобильности обучающихся и преподавателей, а также повышения квалификации преподавателей на внешних площадках.

Данные принципы и подходы направлены на достижение стратегической цели МИЭТ — стать ведущим национальным центром экосистемы опережающей подготовки кадров в сфере микроэлектроники, обеспечивающим индустрию и работодателей высококвалифицированными специалистами.

Ключевые мероприятия, направленные на достижение стратегических целей в рамках политики:

1. Актуализация, модернизация и разработка конкурентноспособных и востребованных рынком образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования по приоритетным направлениям подготовки кадров, в том числе специализированного высшего образования и аспирантуры на основе унифицированных подходов к регулированию новой модели высшего образования.

2. Разработка и внедрение сетевых программ, ориентированных на проектное обучение с участием отраслевых партнеров и вузов.

3. Интеграция реальных отраслевых задач в дисциплины и модули образовательных программ.

4. Внедрение в программы дисциплин, модулей и практик компетенций в области применения инновационных информационных технологий, искусственного интеллекта, средств виртуальной и дополненной реальности на всех уровнях образования.

5. Привлечение ведущих ученых и отраслевых специалистов к разработке, актуализации и реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования.

6. Формирование экосистемы непрерывного образования на базе университета.

7. Персонификация образовательных траекторий, обеспечение доступности и адаптивности программ, дисциплин и модулей на базе цифровых платформ, в том числе с использованием виртуальных лабораторий, тренажеров и симуляторов.

8. Запуск программ академической мобильности, организация стажировок и профессионального обучения преподавателей вузов на базе университета.

9. Обеспечение академической мобильности преподавателей и студентов университета на внешних площадках, в том числе международных.

10. Внедрение практики студенческих обменов, ориентированных на совместные проекты для повышения качества практической подготовки, междисциплинарности и межвузовского взаимодействия.

11. Формирование междисциплинарных проектных групп студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей из разных областей знаний для решения актуальных проблем отрасли.

12. Проведение институциональных изменений и автоматизации механизмов взаимодействия структурных подразделений в образовательном блоке университета для оптимизации процессов, сокращения ресурсов, нагрузки на профессорско-преподавательский состав и бюрократических издержек.

Эффективность реализации политики определяется следующими показателями:

1. Доля выпускников, трудоустроенных в ведущие компании электронной промышленности, сферы информационных технологий и смежных наукоемких отраслей.

2. Уровень удовлетворенности работодателей квалификацией выпускников: показатель оценки качества подготовки выпускников с точки зрения их готовности решать задачи отрасли.

3. Количество студентов, участвующих в отраслевых проектах и доля образовательных программ, разработанных совместно с индустриальными партнерами.

4. Доля преподавателей, прошедших повышение квалификации в ведущих научных центрах и компаниях.

5. Количество программ, аккредитованных профессиональными сообществами и доля выпускников, получивших независимую оценку квалификации, в том числе международные сертификаты.

6. Объем средств, поступивших от платных образовательных услуг.

7. Количество совместных образовательных и научных проектов, сетевых программ и мероприятий с региональными вузами.

8. Количество обученных на дополнительных профессиональных программах из числа преподавателей сторонних вузов и сотрудников предприятий отрасли.

9. Доля студентов и преподавателей, участвующих в международной академической мобильности, как показатель интеграции университета в глобальное образовательное и научное пространство.